Памятка молодого учителя
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, что все готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Кто не выполнил? Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Лучше спросите, есть ли вопросы по домашнему заданию. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.
3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
4. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
5. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
6. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
7. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу
Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный этап |
||||
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - Проверка подготовленности помещения к занятию; - Организация внимания школьников; -Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
-Доброжелательны<wbr />й настрой учителя и уч-ся; - Кратковременност<wbr />ь этапа; - Полная готовность класса к уроку; - Быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - Формулирование целевых установок урока и плана работы. |
- Собранность учителя; - Последовательнос<wbr />ть в предъявлении требований; - Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; - Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; - Отсутствие многословия. |
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 3.Рапортичка (определение отсутствующих). 4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
1.Установить правильность, полноту и осознан- 2.Выявить пробе-лы в знаниях и способах деятель-ности уч-ся и определить причины их возникновения 3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
1.Выявление степени усвоения заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений)) 2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками 3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления 4.Ликвидация обнаруженных недостатков |
-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут) -обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; -оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. |
-Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся; -использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отноше-ния учащихся конкретного класса к выполнению д/работы; -создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще; -постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения) |
1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательнос<wbr />ти). 2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям. 3.Постановка доп. вопросов. 4.Проверка д/з под копирку. 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски. 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 7.Разноуровненые самостоятельные работы. 8.Метод обучения с опорой на ошибки. 9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений). 10. «Гирлянда ассоциаций». 11. «Кубики». |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
-Сообщение уч-ся цели учебного занятия; - формулирование целей урока вместе с уч-ся; -показ социальной и практической значимости изучаемого материала; -постановка перед уч-ся учебной проблемы; -актуализация субъектного опыта уч-ся. |
-Готовность уч-ся к активной учебно-познавате<wbr />льной деятельности; -формулировка целей урока вместе с уч-ся; -вариантность приемов сообщения темы и целей урока; -преемственность и перспективность в постановке целей урока; -формулировка целей урока в действиях уч-ся; -понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; -сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. |
-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; -умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; -владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценнос<wbr />тных отношений к объектам окружающей действительности<wbr />; -использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета; -умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логич<wbr />еских схем; -сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; -отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысло<wbr />вой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной культуры, а также культуры учения; -ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей. |
1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде проблемного задания. 3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологического опроса. 8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредством опоры на последовательнос<wbr />ть изучения материала 11.Составление карт мыследеятельност<wbr />и 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 18.Дополнение реальной ситуации фантастикой |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого ма-териала: -существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организацион-ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. |
-Организация внимания уч-ся; -сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); -обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; -обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы) |
-Максимальное использование самостоятельност<wbr />и уч-ся в добывании знаний и овладе-нии способами действий; -если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правиль-ность, полнота, осознанность, действенность, систематич-ность<wbr />) ответов уч-ся на последующих этапах урока; -при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программиро-ванн<wbr />ых учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы |
-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; -включение в содержание изучае-мого материала субъективного опыта уч-ся; -учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала; -подача материала логически завершенными частями – блоками; -реализация дифференцированн<wbr />ого подхода в процессе изложения нового материала; -осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности; -обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы; -ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; -включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания; -выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; -«сталкивание» ученика с пробле-мами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; -создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности. |
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3. Представление основного материала одновре-менно в словесной, знаково-символич<wbr />ной формах 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационны<wbr />х таблицах 5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модуль<wbr />ное, программированно<wbr />е, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся 7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение) 8. Построение структурно-логич<wbr />еских схем изучаемого материала 9. Генетич. Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности 10. Метод целесообразных задач 11. Метод информационной накачки 12. Обучение на концептуальной основе 13. «Мудрые совы» |
5. Этап первичной проверки понимания изученного
1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала |
-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания; -проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий; -выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала; -ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала |
-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; -привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся; -устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока |
-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональ<wbr />ных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся; -постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика |
1. Ассоциативный ряд 2. «Пчелиный улей» 3. Опорный текст 4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 5. «Опрос эксперта» 6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 7. «Мудрые совы» |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и спосо-бов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепле-ния повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных призна-ков изученных позна-вательных объектов; -организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; -закрепление методи-ки изучения нового материала; -закрепление методи-ки ответа при очеред-редной проверке знаний; -отработка логики алгоритма изученных правил |
-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания) -умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; -умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; -прочность знаний уч-ся |
-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательнос<wbr />ть действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); -использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся; -использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; -обеспечение дозированной помощи уч-ся |
1.Использование на уроке взаимообратных задач 2.Составление карты мыследеятельност<wbr />и 3. «Опрос эксперта» 4. «Разбери слово по буквам» 5. Вопросно-ответно<wbr />е общение 6.«Высокопоставл<wbr />енный дилетант» 7.Структурная модель 8.«Что было бы, если…(человечест<wbr />во не знало…)» 9. «Придумай свои задания» 10.Интеллектуаль<wbr />ный марафон |
7. Этап применения знаний и способов действий
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях |
-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся; -самостоятельнос<wbr />ть уч-ся в выполнении заданий; -углубление знаний и способов действий уч-ся |
-использование системы заданий, предусматривающи<wbr />х постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельност<wbr />и уч-ся в их выполнении; -использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях; -использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; -стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; -поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи); -применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символич<wbr />ескую); -использование открытых задач |
1.Разноуровневые самостоятельные работы 2.Лабиринт действий 3.Проектное обучение 4.Деловая игра 5. «Три цвета – три формы» 6.Вопросно-ответ<wbr />ное общение 7.Учебные станции 8.Рынок возможностей 9.Двойные ассоциации 10. «Цветные шары» 11.Групповая работа 12. «Дебаты «за» и «против» 13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач 14. «Задания по кругу» |
8. Этап обобщения и систематизации знаний
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить уста-новление учся внутрипредметных и межпредметных знаний 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений |
-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; -выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей; -выделение мировоззренчески<wbr />х идей |
-Построение структурно-логич<wbr />еских схем изученной темы; -использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; -обобщения на различных уровнях: а) понятийном; б) межпонятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; -выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.; -использование обобщающих таблиц |
1.Метод кооперации 2.Составление карты мыследеятельност<wbr />и 3.Моделирование 4.Построение «дерева» темы 5.Построение «здания» темы 6.«Паучок» 7.Построение блок-формулы 8.Мозговая атака в письменной форме 9.Учебные станции 10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов 11. «Пересечение тем» 12.Рефлексивная позиционная дискуссия |
9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся 3.Установить причины выявленных недостатков 4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся; -проверка образа мышления уч-ся -проверка сформированности общих учебных умений; -комментирование ответов уч-ся |
-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности; -активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся; -рецензирование ответов уч-ся |
-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся; -постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; -разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся; -при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельност<wbr />ь, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий |
1.Разноуровненые контрольные и самост. работы 2.Текстовые задания 3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 4.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) 6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10. Этап коррекции знаний и способов действий
1.Откорректирова<wbr />рь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков |
-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
-Организация деятельности уч-ся: а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок |
1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания «с пропусками» 5.Структурно-лог<wbr />ические схемы «с пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании
1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
-Информация о д/з; -мотивирование выполнения д/з; -инструктаж по выполнению д/з; -проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы |
-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития; -наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности); -наличие возможности выбора д/заданий |
-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; -соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному<wbr />, конструктивному или вариативному); -создание условий для выбора уч-ся д/заданий; -подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з. |
1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. 2.Три уровня д/з 3.Задание массивом 4.Особое задание 5.«Необычная обычность» 6.Идеальное задание |
12. Этап подведения итогов занятия
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся |
-подведение итогов учебного занятия |
-четкость и краткость этапа |
-умение учителя давать качественную характеристику работы класса |
1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими уч-ся |
13. Этап рефлексии
1.Инициировать и интенсифицироват<wbr />ь рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоциональ<wbr />ного состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения |
-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
-развитие способностей уч-ся к рефлексии; -стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; -реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) |
1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключительна<wbr />я дискуссия» 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло занятие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор- зеркало настроения» 18.«Пейзаж – зеркало настроения» |
ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
- Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
- Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
- Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
- Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
- Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
- Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
- Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
- Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
- Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
- Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
- Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
- Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
- Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
- Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
- В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
- Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
- Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
- Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.