Как снять напряжение у четырехлетнего ребенка после дня, проведенного в детском саду?
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными. Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня, проведенного в детском саду, ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям, поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.
Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой, — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше, если вы не станете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей, как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.
Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спорт скорее способствует перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме — типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению. А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится.
Агрессивность дошкольников — какая она?
Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно, психологи слышат от родителей и воспитателей чаще, чем какие-либо другие. Однако попытки уточнить, в чем конкретно выражается агрессивность маленьких детей, приводят иногда к неожиданным ответам: «Утащил у бабушки очки», «Без разрешения играл в компьютерную игру», «Обозвал сестренку дурой», «Отказался поцеловать тетю, которая давно его не видела». Ни один из перечисленных примеров не подходит под определение агрессивного поведения, которое понимается как немотивированное нанесение ущерба социальному и предметному миру. Это означает, что ребенок стремится ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что претерпел обиду, связанную с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими людьми и предметами не связанным. Причем рационального объяснения такого поведения родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Конечно, важно иметь в виду, что, помимо агрессивного поведения (того, что открывается объективному наблюдению), существуют также агрессивные представления и переживания, однако сейчас речь идет не о них. Понятно, что, по мере того как человек растет, разрушительная сила его агрессивности увеличивается, «подпитываясь» возможностями достатка и социального статуса (многих проблемных подростков, например, привлекают профессии, связанные с возможностью иметь оружие). Но и в дошкольном возрасте человек все же имеет некоторые возможности для разрушительного влияния на окружающую среду.
АГРЕССИВЕН ЛИ ДОШКОЛЬНИК?
(Тест апробирован А. Г. Аркадьевой)
Опросник
Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». В случае если трудно сделать выбор, ответьте наиболее вероятным способом (как бывает чаще, что более характерно для вашего ребенка). Будьте внимательны: если вопрос составлен в отрицательной форме, мысленно поставьте перед ответом «верно» или «неверно», и тогда у вас не будет логических ошибок.
- Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?
- Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?
- Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
- Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы?
- Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?
- Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?
- Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?
- Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
- Замечали ли вы, что, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой), ребенок может причинить ему нечаянную боль?
- Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?
- Правда ли, что, играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
- Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» волос, ушей, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?
- Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
- Бывает ли, что, когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?
- Верно ли, что, рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
- Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
- Случается ли, что, находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенок толкает и пихает его?
- Случается ли, что в ответ на замечания взрослых ваш ребенок употребляет бранные слова?
- Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
- Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?
А теперь сравните ваши ответы с ключевыми, приведенными ниже, и подсчитайте количество совпадающих. Ключ
1 нет |
2 нет |
3 нет |
4 нет |
5 да |
6 нет |
7 нет |
8 нет |
9 да |
10 нет |
11 да |
12 да |
13 нет |
14 да |
15 да |
16 да |
17 да |
18 да |
19 да |
20 да |
Итого:
Если полученный результат составляет 0—5 баллов, вам беспокоиться не о чем — подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?
Если результат составляет 6—12 баллов, то это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких ситуациях она начинает проявляться, и исключить или видоизменить эти ситуации.
Если результат превышает 13 баллов, то, скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не можете ответить сразу, что вызывает агрессивность ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с профессиональным психологом.
Откуда берется агрессивность у «цветов жизни»?
Многие исследователи считают, что источником агрессивности у детей дошкольного возраста является эмоциональная нестабильность ребенка, сложившаяся под влиянием воспитательного стиля в семье. Не имея возможности ответить в полной мере на поступки старших, переживаемые ребенком как несправедливые, недобрые, он направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для него, — других детей или менее защищенных родственников (например, бабушку, младшего брата), животных, растения, просто неодушевленные предметы. Чем более жесткими являются требования, предъявляемые к ребенку дома, тем более агрессивным он, по-видимому, будет в своем поведении.
Был проведен опрос родителей, как принято наказывать детей в семье и что они считают приемлемой мерой воздействия. Все ответы разделили на две группы (подумайте, к какой из них вы могли бы отнести себя).
Если ответ родителей был примерно таким: «Я шлепаю, ставлю в угол, лишаю ребенка того, что он любит, запираю в комнате», то это относили к жестким проявлениям наказания. Если родители старались не реагировать на «неправильное» поведение ребенка или убеждать его, переключать на другие действия, то это расценивалось как мягкие меры воздействия на детей.
Что же показали результаты статистической обработки? Оказалось, что и впрямь агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жестких форм наказания. Однако не всех детей, а только девочек. Агрессивные вспышки у мальчиков проявляются в равной степени во всех семьях, независимо от форм наказания. Это значит, что девочек жестко наказывать опасно, — то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают, отреагируют, как это называют профессионалы, в любой пригодной для этого ситуации. Мальчиков наказывать жестко бессмысленно — это практически не влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами. А вот привести к появлениям неврозов — страхов, заикания, энуреза — жесткое наказание может и у мальчиков, и у девочек.
Так что следует хорошо подумать о том, что вас раздражает в семье или вне дома, и направить вашу собственную агрессивность к источнику, который ее породил.
Что еще может влиять на агрессивное поведение детей? Быть может, как это нередко бывает и у взрослых, ее порождает не недовольство другими, а недовольство собой, отсутствие любви к себе, право на которую не подтверждается эмоциональным отношением со стороны родителей — лаской, похвалой, добрым словом или жестом. Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состояла в том, что ребенок живет в обстановке так называемой эмоциональной депривации (от английского deprive — лишать), т. е. его не наказывают, но при этом никак не поощряют. А ведь именно активное поощрение является подтверждением самого факта существования ребенка как личности, как ценности, как значимого явления в жизни семьи.
Для проверки этой гипотезы родителей опросили относительно того, какие формы поощрения используются в семье, а точнее, за что. И вновь разделили их на две группы. К первой отнесли тех, кто хвалит ребенка только за видимые достижения — за то, что он что-то выучил, совершил добрый поступок, научился зашнуровывать ботинки, налил собаке в миску воды и т. д. Во вторую группу попали родители, которые не ограничивают себя в выражении своего восхищения ребенком — как при наличии повода, так и вообще без причин, просто за то, что он у них есть.
Анализируя результаты, мы многому удивлялись. Связь между отсутствием постоянного эмоционального поощрения и агрессивностью оказалась значительно более прочной, чем мы ожидали, причем это относилось как к мальчикам, так и девочкам, хотя девочки все же чувствительнее и к форме наказания, и к отсутствию поощрения. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой живет ребенок, оказывается гораздо более сильным стимулятором агрессивности, чем суровое наказание, — над этим выводом стоит задуматься многим!
Значит, ребенок может пережить, если его строго, иногда несправедливо наказывают, потому что при этом его все-таки замечают, выделяют как фигуру из фона обычной семейной жизни. Если же он не получает немотивированного поощрения, это воспринимается и переживается как неподтверждение его существования вообще, что субъективно оказывается самым сильным наказанием. Все сказанное относится и к взрослым — ведь в душе у каждого живет маленький ребенок.
Итак, постараемся внимательно посмотреть на тех, кто рядом с нами, вспомним о том, что невнимание есть наказание.
Мальчик четырех лет не хочет ходить в детский сад: «Боюсь, что детишки будут обижать». Что делать?
Мы не считаем, что детский сад — непременное условие успешной социализации каждого ребенка. Более того, если можно обойтись без этого, стоит воздержаться от раннего общественного воспитания. Тем не менее, аргументация 4-летнего мальчика, что его будут обижать другие дети, внушает беспокойство. Возможно, это просто отговорка или повторение чужого мнения (бабушки, соседки), неосторожно высказанного при нем вслух. Если эта возможность отметается, то постарайтесь определить, на чем основаны такие ожидания мальчика. Где и когда он успел получить первый опыт обид со стороны других детей? Часто ли он попадал и попадает в подобные ситуации? И, наконец, самое главное — не существует ли риска того, что в детсадовской группе он окажется жертвой, «козлом отпущения»?
Если эти опасения обоснованы, не стоит спешить с детским садом. Необходимо уравновесить негативный опыт общения со сверстниками опытом позитивным. Для этого будет лучше записать ребенка в какую-либо секцию или кружок, в зависимости от его склонностей, а если он застенчив, то было бы полезно и родителям присутствовать на занятиях. Необходимо защитить ребенка высокой самооценкой, дать ему почувствовать, что его есть за что уважать и другие дети это ощущают. Хорошо, если он сумеет подружиться с кем-либо, — ведь страх быть обиженным очень часто сочетается со страхом быть отвергнутым, с детским одиночеством. Если вам удастся сформировать у него позитивный опыт взаимодействия с детьми и адекватную самооценку, это будет хорошим психологическим фундаментом для адаптации ребенка к детскому саду.
Сын пришел из детского сада с разбитым в кровь носом. Что я могу сделать, чтобы такое не повторялось?
Само по себе это происшествие не является драматическим. Важно понять, почему это произошло. Может быть, это случайное неудачное падение. Если это явилось итогом разборки внутри группы, поинтересуйтесь, где была воспитательница. Конечно, лучше отдавать ребенка в такую группу, где воспитательница в состоянии проконтролировать взаимоотношения детей. А теперь поговорим и о самих взаимоотношениях, которые могут приводить к подобного рода последствиям. Дети с определенным типом личности обладают удивительной способностью вызывать на себя агрессию других. Мы можем выделить, по крайней мере, два таких типа. Первый — это скрытый провокатор, ребенок, который при внешней беззащитности может исподтишка, тихо и незаметно для окружающих вызвать раздражение. Он ведет себя согласно логике психологической игры, которую известный американский психолог Э.Берн назвал «Побей меня!». Итоги такой игры приносят ребенку удовлетворение, состоящее в том, что его все жалеют, уделяют повышенное внимание, а обидчика (который в действительности является жертвой собственного простодушия) незаслуженно наказывают. Таким образом ребенок привлекает статус взрослых для укрепления собственных позиций. Эта игра может продолжаться долго, стать излюбленным способом поведения и в конце концов сформировать жизненный сценарий взрослого человека. Нарушить ее логику можно двумя мерами. Во-первых, не поддаваться на провокации, во-вторых — дать ребенку возможность самоутвердиться посредством собственных сил.
Другой тип личности — это действительная жертва, ребенок, который в силу своей врожденной застенчивости, неврологических нарушений или неправильного воспитания выглядит настолько забитым и беззащитным, что способен пробудить жестокость, в скрытом виде присутствующую в характере многих детей. В этом случае речь идет уже не об игре, приносящей некоторое удовлетворение ребенку, а об его естественном поведении. Он действительно страдает, и ему нужно помочь. Нужно приложить все имеющиеся в распоряжении взрослого меры, чтобы подобный инцидент не стал для него обычным. Поговорите с воспитательницей, устройте детский праздник, обеспечьте ребенка более или менее
надежными друзьями, чтобы он не был одиноким в группе. Если он остается угнетенным, не задерживайте его в этом состоянии долго, необходимо сменить группу или вообще перевести ребенка на домашнее воспитание, а недостаток общения компенсировать психоразвивающими занятиями в секциях или кружках.
Трехлетний ребенок с синдромом повышенной нервной возбудимости не хочет ходить в детский сад. Не нанесет ли посещение детского сада ему психическую травму?
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Если ребенок заранее негативно настроен по отношению к детскому саду, важно узнать, на чем основаны его опасения. Вполне может случиться, что он не захочет расставаться с мамой и не сможет успокоиться после ее ухода. Попробуйте приучать его к коллективной жизни постепенно — вначале просто подведите его к забору детской площадки и покажите, какие там замечательные качели, турники, беседки; как правило, на этом этапе знакомства любой ребенок захочет оказаться внутри. Познакомьте его с воспитательницей.
Затем, уже приведя ребенка в группу, не оставляйте сразу одного, а постройте свой день так, чтобы вам можно было побыть с ним там час или два, после чего вместе возвратитесь домой. За это время убедитесь, что он узнал и запомнил, где в группе находится туалет, где его шкафчик (обязательно захватите с собой сменное белье, с непривычки могут случиться и аварии), познакомился с основными требованиями воспитательницы и заручился расположением по крайней мере одного ребенка. В следующий раз, если ребенок спокоен, можно оставить его в группе, но ненадолго и обязательно вовремя прийти за ним. Если вы успешно прошли все эти этапы, то можно быть спокойными за его жизнь в детском саду, хотя важно иметь в виду, что он может быстрее уставать и по возможности устраивать ему «домашний» день в середине недели. Если же адаптация проходит с трудом, лучше отложить свое решение отдать ребенка в детский сад на год и сделать следующий «заплыв», когда он повзрослеет.
Моя пятилетняя дочь принесла из детского сада чужого резинового зайчика. Мне очень стыдно, что у меня дочь воровка. Откуда это берется у таких маленьких детей? Я с ужасом обнаружила, что мой шестилетний сын без разрешения берет деньги у меня из кошелька. Как мне его наказать, чтобы это больше не повторялось?
4-6 лет — возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.
Прежде чем давать оценку действиям ребенка, постарайтесь разобраться, что происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Повнимательнее отнеситесь к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например родителей друзей вашего ребенка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.
Если ребенок принес домой чужую игрушку, выясните, возможно, он просто поменял ее на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то нет ничего предосудительного. Имейте также в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки.
Если принесли игрушку из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка. Лучше все-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребенка), постарайтесь подарить ему то, о чем он страстно мечтал. Сложнее всего вариант, если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Важно, как вы обнаружили присутствие чужой вещи — случайно увидели ее среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку — обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все происшедшее в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует, ваша оценка должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены тем, как он мог поступить. Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, «что такое хорошо и что такое плохо», но, конечно, это больше не повторится. Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, усугубляя его неправильное поведение. Не допускайте, чтобы вашего ребенка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте встречу двух детей, лучше без взрослых, когда может состояться передача игрушки. Пусть ваш ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ захочет.
Случаи, когда дети берут у родителей деньги, в дошкольном возрасте являются нечастыми. Сразу следует выяснить, для чего они понадобились вашему малышу. Один из неприятных вариантов — это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по двору. Это следует жестко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ваш ребенок не должен испытывать страха, давления, попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго. Другой вариант — если ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие «бесценные» вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком, — это не самая надежная компания. Попробуйте дать своему ребенку другие способы повышения статуса — соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом, не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь.
Если вы так и не поняли, для чего понадобились деньги ребенку, выразите свое огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на все, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах — например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но что делать, пока это придется отложить.
Если случаи, подобные рассмотренным, повторяются часто, сопровождаясь и другими странностями поведения ребенка, стоит посоветоваться с психологом и детским психоневрологом лично. Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к таким явлениям. Но каковы бы они ни были, надо соблюдать несколько правил общения с детьми.
- Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т. д.
- Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или: «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
- Не заставлять ребенка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.
- Не «пережимать», обсуждая вину ребенка, — иначе он будет утаивать от вас все проступки, которые считает стыдными.
- Не возвращаться к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.
Помните, что многие жизненные ситуации обратимы, и главное — найти способы их психологически грамотно исправить.
Ребенок видит в детском саду элементы жестокости в поведении детей (дети дерутся ногами, кусаются, ругаются бранными словами) и начинают вести себя так же дома. Как от этого отучить ребенка?
Одним из сильно развитых свойств ребенка, особенно ребенка-дошкольника и младшего школьника, является внушаемость, причем зачастую это свойство полезно — оно помогает нам воспитывать малыша, ребенок слушается и делает так, как нам хочется. Но иногда это же свойство ребенка приносит нам неприятности — малыш повторяет за нами слова, жесты, реакции, которые мы считаем совершенно лишними для ребенка. Но если ребенок что-то видит, он, как обезьянка, повторяет за папой или приятелем. Психологи установили, что дети в наибольшей степени подражают тем, кто за ними ухаживает, или детям-ровесникам, которые в их глазах выглядят более сильными, более смелыми, более привлекательными, чем они сами. В какой-то мере происходит конкурентная борьба за влияние на поведение ребенка между родителями и приятелями. Конечно, влияние родителей более сильное, и именно оно формирует личность ребенка.
Если ваш малыш пришел из садика, ему, конечно, хочется поделиться с вами новыми умениями, знаниями, эмоциями, которые он получил за день, проведенный без вас. Для ребенка очень важно соответствовать нормам поведения, которые установились в группе или классе. Эти нормы могут быть различны, в зависимости от контингента детей, особенно тех, кто верховодит в группе. Если ребенок не вписывается в эти нормы, если он выглядит белой вороной, не может продемонстрировать умения драться или ругаться, притом что в группе детей это умение ценится, его могут затравить. Ваша реакция на переживания ребенка покажет ему очень много, может быть, даже больше, чем вы бы хотели. Если вас не заинтересовали события и переживания, волнующие вашего ребенка, он начнет искать способы донести их до вас или найдет человека, который его выслушает и поймет. Если вы пугаетесь того, о чем вам рассказывает ребенок, он тоже испугается. Отмахнувшись, вы оставите ребенка беззащитным. Если вы начнете кричать и ругаться, грубо прервете рассказ или действия малыша, вы дадите ему сигнал, что таким образом можно вызвать у вас сильные эмоции, и ребенок будет использовать этот прием. Существует важный для ребенка мотив — тот, который мы называем «запретный плод сладок». Ребенок хочет делать то, что нельзя. Он хочет узнать, где проходит граница, за которой родители перестают быть понимающими и прощающими. Он как бы очерчивает границы, за которые опасно заходить: «Если так ругнуться? Можно? А если так? Ага, так уже нельзя...» Спокойная, заинтересованная реакция, когда вы высказываете свое отношение к тому, что происходит («Мне это не нравится», «Мне это неприятно», «Тебе тоже это не понравилось?» и т. д.), проявляете интерес к другим, более позитивным моментам в поведении и переживаниях вашего ребенка приведет к тому, что малышу не захочется делать то, что вам не нравится. Для ребенка полезно, если вы дадите ему ощущение границ, безопасности и комфорта, защитите его в ситуациях, в которых он сам ничего не в силах сделать, справедливо накажете за то, что делать нельзя. К сожалению, мы не всегда даем детям ощущение стабильности, спокойствия и защищенности, наши родительские страхи перед воспитателями и учителями, перед жизнью, вынесенные нами из собственного детства и взрослого опыта, настолько велики, что находят свой выход в нестабильном, а порой жестоком, агрессивном отношении к детям. Если вы сами иногда позволяете себе проявить грубость и агрессию по отношению к ребенку или другим членам семьи, тогда все ваши слова будут неубедительными и ваше «нехорошее» влияние на ребенка перевесит все положительные влияния, которые ребенок видит в детском саду, в школе и на улице.
Родители считают своего трехлетнего малыша необычайно способным, но в детском саду у него большие сложности с воспитателями и детьми. «Его не понимают», — говорит мама. Что делать в таком случае?
Сначала давайте попробуем разобрать суть конфликта. Для этого нам придется постараться выявить, как воспринимает данную ситуацию каждый из ее участников. Рассмотрим точку зрения родителей. Они считают своего малыша особо способным. Действительно, в столь раннем возрасте малыш уже хорошо говорит. У него большой словарный запас, его речь состоит из развернутых предложений. Он с видимым удовольствием объясняет свои действия и мысли. Он внимателен, мама говорит, что «он все замечает и даже мне подсказывает то, что я не заметила». В этом возрасте все дети «почемучки», но он, кажется, особенно. За одним вопросом следует другой, и порой они столь необычны, что ставят в тупик. Очень любит слушать детские стихи и легко запоминает их. В общем, беседовать с ним — одно удовольствие. Родители искренне гордятся своим малышом, и, как мы видим, у них есть для этого все основания.
Чем же этот малыш не устраивает окружающих? Прежде всего, тем, считают родители, что он выбивается из общей массы. В младшей группе он задает слишком много вопросов, не хочет выполнять многие требования воспитателей, отказывается спать днем. «Наконец, ему же там просто не интересно», — говорит мама. Остальные дети еще слушают сказки про курочку Рябу и Колобка, а нашему герою это просто скучно. Родители решили перевести его в другую группу, к детям постарше. Заведующая садом не возражала, и малыш оказался в одной группе с 5-летними детьми. Однако и тут появились проблемы. Малыш хорошо справляется с заданиями, требующими развитой познавательной сферы, но как только дело доходит до ручного труда — отстает от большинства других детей. Это сильно огорчает его. Он отказывается выполнять многие задания, и воспитатели говорят, что напрасно его взяли в старшую группу. Он не справляется, капризничает, не признает никаких правил, и вообще его способности — плод родительской фантазии. Кто прав, родители или воспитатели? Как помочь ребенку? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к опыту специалистов, работающих с одаренными детьми. Прежде всего, что понимать под одаренностью? Большинство людей считают признаком одаренности раннее развитие речи и большой словарный запас. Это признаки, которые заметны в первую очередь. Как правило, их дополняют внимательность, необычайное любопытство и хорошо развитая память. Все эти признаки, безусловно, говорят о замечательных интеллектуальных способностях. Однако одаренность более широкое понятие. Она многогранна и связана не только с развитием интеллекта. Одаренность связана с высоким уровнем достижений ребенка и его потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах жизни. Специалисты выделяют шесть таких областей.
- Интеллектуальная сфера. Ребенок проявляет острое мышление, наблюдательность, отличную память, ярко выраженную любознательность. Он внимателен, легко и охотно учится, умеет хорошо излагать свои мысли, с удовольствием решает задачи и знает много больше своих сверстников.
- Сфера академических достижений. Среди них выделяются чтение, математика и естествознание. Ребенок проявляет ранний интерес к одной из данных областей. Занятия чтением и словотворчеством, математическими играми или наблюдением за природой и экспериментированием могут надолго целиком поглощать его внимание.
Особый интерес ребенка проявляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Одна мама рассказывала, как ее трехлетняя дочка, раздеваясь перед сном, любила считать вещи, которые она складывала на стульчике. Для нее это было своеобразной игрой.
- Творчество. Малыш очень любознателен, может подолгу заниматься тем, что его заинтересовало. Он часто по-своему воспринимает многие обычные предметы и явления, любит находить свои собственные способы действия, придумывать свои игры, способен по-разному подходить к одной и той же проблеме или использованию материалов. Он любит художественно-прикладные занятия и стремится к завершенности в них.
- Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, уверенно чувствует себя в незнакомом окружении детей и взрослых. Он способен проявить инициативу, быть организатором в детских играх, поэтому его чаще других выбирают лидером. Он способен принимать на себя ответственность, и другие дети часто обращаются к нему за советом или помощью.
- Сфера художественной деятельности. Ребенок отличается большим интересом и особой чуткостью к музыкальным или художественным явлениям. Он хорошо чувствует характер, настроение, передаваемое тем или иным произведением. Малыш сам с удовольствием экспериментирует в сфере изобразительного искусства или музыки.
- Двигательная сфера. Ребенок. проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, у него хорошая зрительно-моторная координация, он любит движение. Обладает исключительной для своего возраста физической силой и хорошим уровнем развития основных двигательных навыков.
Общими признаками для одаренных детей явля-ются большая способность к концентрации внимания, более широкий, особенно в интересующей их области, словарный запас, любознательность и интерес к решению задач. Эти дети более способны к абстрактному мышлению и могут раньше своих сверстников демонстрировать понимание причинно-следственных связей. Как правило, одаренные дети рано начинают проявлять свою независимость и часто отказываются следовать указаниям, которые им непонятны или идут вразрез с их интересами.
Мы кратко рассмотрели наиболее характерные особенности, присущие одаренным детям. Конечно, в каждом отдельном случае придется что-то добавить, что-то убавить, но уже в перечисленном списке вдумчивый читатель может найти зерна возможных сложностей и конфликтов. Часто встречающейся ошибкой становятся сверхожидания, которые взрослые порой бессознательно накладывают на малыша.
Видя, как тот бойко разговаривает, сравнивает, делает выводы, от него начинают ожидать столь же «взрослой» реакции и в вопросах дисциплины, самообслуживания, ручной умелости. Родителям и воспитателям важно помнить, что в раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники, переживающие «кризис упрямства». Кроме того, психологи заметили, что страхи, которые в той или иной мере свойственны всем детям, у одаренных детей часто носят преувеличенный характер в силу живости их воображения и способности представить себе различные опасные последствия. Одной из характерных особенностей детей является их большая чувствительность к неречевым сигналам окружающих. Атмосфера напряженности или скрытое раздражение могут серьезно влиять на их эмоциональное состояние. Так как контролировать свои эмоции малыши не в состоянии, их внутренний дискомфорт может выражаться в повышенной капризности или упрямстве, отказе выполнять требования взрослых. Бывает и так, что взрослым трудно оценить необычную жажду познания у таких детишек и их исключительная вовлеченность в какое-то интересующее их занятие воспринимается как злостное непослушание.
Исследователи отмечают, что для многих талантливых детей, так же как и для взрослых, характерен высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. По этой причине некоторые дети отказываются спать днем. В таком случае лучше заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Это позволит ребенку немного отдохнуть и «снизить обороты».
Следует помнить, что одаренные дошколята, так же как их сверстники, являются возрастными эгоцентристами. Они искренне убеждены, что окружающие их люди воспринимают и эмоционально реагируют на мир так же, как они сами. Это можно назвать «односторонним восприятием». Часто детский эгоцентризм сочетается с раздражением от неспособности сделать, что-то. Дело в том, что развитие тонкой моторики, координации между зрительным восприятием и механическим движением, навыков ручной работы в большей степени связано с возрастом, чем познание. Возникает временная неравномерность развития, когда познавательная сфера опережает ручную умелость, что вызывает недоумение у взрослых и у самого ребенка. Одаренные дети и так часто склонны брать на себя решение задач, которые им не по плечу. Поскольку в определенной сфере они добиваются результатов, недостижимых большинством сверстников, то невольно ожидают такой же легкости во всех своих начинаниях. Если их родители также настроены на непременный успех во всех областях и эмоционально негативно реагируют на неудачи малыша, им может быть трудно понять его переживания из-за любой неудачи и оказать ему необходимую эмоциональную поддержку. Так, родители могут вносить раскол в формирующееся самовосприятие ребенка. Не случайно, по наблюдению психологов, одаренным детям часто свойственна заниженная самооценка, несмотря на все их таланты. Во многом это является следствием так называемого эффекта ореола, который заботливые взрослые создают вокруг малыша. В результате у него формируется ложное представление, что он должен быть первым исключительно во всем и всегда.
Кроме того, сознание собственной исключительности может создавать немало проблем в общении с другими детьми. Наиболее полезным для формирования здоровой самооценки будет общение с такими же одаренными детьми. Сейчас существует достаточное число садиков-гимназий, различных детских развивающих центров, где малыш может общаться с такими же, как он, способными детьми и внимательными взрослыми. Ребенку важно переживать не только ситуации успеха. Пусть он сталкивается с тем, что в чем-то он не первый, пусть научится спокойно переживать неудачу. Ведь в жизни неудача — вещь нормальная и случается со всеми. Важно, чтобы самовосприятие человека не зависело всегда и во всем от внешних оценок и внешней успешности. Общаясь, играя с другими детьми, малыш на опыте убеждается, что можно получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает, а просто является членом команды.
Ведущая роль в формировании здоровой самооценки принадлежит родителям. Очень важно суметь развить у малыша понимание того, что другие люди (и дети, и взрослые) могут иметь иные интересы и способности, нежели он — от этого их ценность не менее важна. Малышу очень важно иметь возможность переживать чувство общности с другими людьми. Ему важно знать и спокойно принимать факт, что он во всем такой же, как другие дети, а уникален лишь в чем-то одном. Вот почему так нужно общение с другими детьми. Хорошо, когда в семье есть старшие или младшие братья и сестры, когда домашние проблемы решаются сообща.
Исследователи, занимающиеся изучением одаренности, считают, что большую ошибку делают семьи, где одаренный ребенок становится «центром вселенной» и взрослые посвящают ему все время и силы. Пишут, что подобное семейное воспитание продуцирует людей большого потенциала, но они не способны достичь истинно близких отношений с другим человеком. Они могут приносить большую пользу обществу, но при этом оказываются лишенными личного счастья. Подумайте, хотите ли вы этого в будущем для своего ребенка.
Это все, конечно, не означает, что нужно игнорировать проявление малышом способностей и талантов. Просто не нужно восторгаться ими сверх меры и повсеместно. Важно обращать внимание на развитие душевных качеств ребенка, ведь доброта, готовность и умение помочь, упорство, ответственность, смелость, оптимизм не менее ценны, чем выдающиеся умственные способности. В конечном счете каждому из нас в обыденной жизни чувство радости и душевный покой приносит встреча именно с этими качествами, а не очередное техническое новшество. Малыш очень чутко улавливает родительскую реакцию. Для него все, на что обращают внимание, чему улыбаются, что выделяют, рассказывая о его поведении, служит опорными точками, по которым он выстраивает свой образ «Я» и формирует самооценку.
Во многих случаях более развитые дети в общении со сверстниками склонны брать на себя роль командира. Это представляется им вполне естественным, хотя далеко не всегда нравится другим детям.
Как помочь ему увидеть ситуацию глазами других ребят? С ним можно побеседовать, но, как правило, это мало что дает.
Трех-пятилетний ребенок еще сильно эгоцентричен, и ему трудно понять чужой опыт, а своего подобного нет, ведь он всегда соображает чуть быстрее других. Лучший способ — проиграть ситуацию, когда родитель возьмет на себя роль такого же одаренного ребенка. Пусть он намеренно даст ответ на поставленную игровую задачу быстрее, чем ребенок. Постарайтесь проиграть обычную для вашего малыша реакцию на «запаздывание» партнеров по игре. Если вы увидите, что малыш слишком сильно расстроился, — смягчите ситуацию, сказав, что это только игра, и дайте ребенку возможность отыграться. Возможно, лучше разыгрывать ситуации с помощью игрушек, чтобы необходимый опыт не был слишком болезненным.
Противоположна описанной ситуация, когда способности ребенка взрослыми никак не выделяются. Для ребенка такая реакция родителей весьма красноречива и на его языке может звучать приблизительно так: «Твои способности нас не радуют». Игнорирование воспринимается как скрытое неодобрение. В результате ребенок старается «спрятать» свои способности. Но внутри-то он ощущает их, чувствует! При этом он не знает, как к ним отнестись, что с ними делать, ведь в окружающих он не находит поддержки и понимания. Возникает состояние внутреннего раскола, малыш вынужден быть все время в разладе с самим собой. К чему это может привести? Может быть, способности, не получив поддержки, со временем затухнут, т. е. пропадет естественное стремление проявлять их, и дарованные природой таланты так и останутся нераскрытыми, а может в результате острого внутреннего конфликта оказаться подорванным психическое и физическое здоровье. И тот и другой вариант вряд ли можно считать удачным.
Можно еще много говорить об одаренных детях, но давайте постараемся коротко сформулировать основные рекомендации для родителей талантливых дошкольников.
- Проанализируйте вашу систему ценностей. Что для вас важно воспитать в ребенке? Насколько это помогает реализации его способностей и душевных качеств в обществе?
- Будьте честными с ребенком. Одаренные дети особенно чувствительны к фальши и несправедливости.
- Помните, что ваш малыш, несмотря на опережающее развитие в определенной сфере, в остальном остается тем же маленьким ребенком с присущими его возрасту ограничениями. Беседа не является наиболее эффективным путем к взаимопониманию.
- Избегайте длинных объяснений и нотаций.
- Будьте внимательны к изменениям, происходящим в ребенке.
- Уважайте индивидуальность в ребенке. Постарайтесь избавить его от проекций собственных интересов и амбиций.
Может показаться, что одаренный ребенок в семье — настоящее испытание для родителей. На самом деле не больше, чем любой другой малыш.
Два родных брата двух и пяти лет становятся импульсивными и возбудимыми, находясь вместе. С другими детьми ведут себя сдержанно и спокойно. Как это объяснить?
Скорее всего, речь идет о детской ревности.
Могут ли родители помочь своим детям научиться большему взаимопониманию? Конечно. Прежде всего, внимательно проанализируйте свое собственное поведение в отношении детей. Может быть, выневольно подкрепляете те особые позиции детей, которые складываются в результате порядка их рождения? При этом обостряются не только положительные стороны, которые есть в каждом из них, но и негативные, выражающиеся в обостренном соперничестве за «место под солнцем» в вашем сердце и в структуре семьи. Постарайтесь посмотреть как бы со стороны на свои взаимоотношения с другими членами семьи — супругом, собственными родителями, братьями и сестрами. Не находите ли вы параллелей?
А теперь несколько полезных рекомендаций из области конфликтологии. Конфликт может возникнуть везде и по самым разным поводам: один устал и хочет тихонько посидеть, послушать сказку, а другому подавай игру с криками и беготней по всей квартире; есть общая игра, но трудно поделить между собой красивую машинку; один любит яблоки, а другой — апельсины; у одного хорошо получается собирать фигурки из конструктора, а у другого — раскрашивать картинки и т. д. Помимо того, что каждый человек, будь он большим или маленьким, не похож на другого, а, следовательно, они могут иметь разные вкусы, взгляды и потребности, в один и тот же момент времени два человека могут находиться в совершенно разном настроении, да просто по-разному себя чувствовать. Вот уже и повод для разногласий. Если каждый человек обращает внимание, прежде всего на себя и свои желания, ссора почти неизбежна. Для ребенка дошкольного возраста ставить себя в центр мира вполне естественно, ведь он еще только начинает познавать истину, только начинает сравнивать свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями других людей. Это обусловлено возрастными особенностями развития психики. Поэтому у детей, которые много времени находятся рядом и их деятельность никак не направляется взрослыми, особенно часто возникают споры и ссоры по пустяковым, казалось бы, поводам. Что же теперь, постоянно быть с детьми рядом и руководить всеми их действиями? Вовсе нет. Им, безусловно, нужно учиться взаимодействовать друг с другом и привыкать к самостоятельности, а для этого нужен соответствующий опыт. Просто когда вы услышите очередной крик и спор по поводу кто прав, кто не прав, — не спешите прекращать конфликт, силой своей родительской власти, принимая сторону одного из детей или наказывая обоих, чтобы в следующий раз сами решали свои споры. Скорее всего, это ничего не даст, кроме обиды: на вас — за то, что не захотели понять, и друг на друга — за то, что «из-за тебя и мне попало».
Попробуйте решить спорный вопрос вместе с ними, играя роль скорее посредника, чем судьи. Спросите у каждого из них, чего он хочет. Не пытайтесь предварить их собственные ответы, говоря что-то вроде: «Конечно, и тебе нужно играть именно этой машинкой». Во-первых, ответ не всегда очевиден, например, один хочет играть этой машинкой, а второй возмущен фактом, что брат всегда первый выбирает игрушку, придумывает игру. Во-вторых, пусть каждый сам озвучит свой ответ, даже если он точно такой же, как предыдущий. Для ребенка важно почувствовать, что его мнение, желание услышано и имеет тот же вес, что и желание другого брата или сестры, независимо от возраста. Затем вы можете выяснить, почему каждый из них хочет играть именно этой машинкой. Может быть, один ответит, что она самая красивая, а другому нравится, что в ней можно возить его любимого мишку? Чувствуете, как постепенно проясняется картина, и начинают вырисовываться варианты возможных решений? Цель вроде бы одна — завладеть машинкой, а потребности разные. Значит, и удовлетворить их возможно разными способами. Например, предложить тому, для кого важно быть первым, самому придумать новую игру и подобрать необходимые для нее игрушки, пока брат играет с машинкой. Или поискать с ребенком другую машинку, куда может поместиться мишка, или сделать «транспорт» из обувной коробки. Не торопитесь сразу выдать детям подходящее решение. Ничего страшного, если вам всем вместе придется немного помолчать и подумать. Возможно, почувствовав доброжелательные интонации вашего голоса, искреннее желание услышать и помочь каждому, ребята сами предложат какие-то способы для взаимного удовлетворения желаний. В любом случае для них будет полезно понять, что споры можно улаживать без крика и размахивания кулаками, уважая интересы другого человека. Независимо от того, найдете ли вы два полностью удовлетворительных решения или придется согласиться на какой-то компромиссный вариант, вы поможете установлению мира и согласия в вашей семье.
Запомните несколько полезных советов, предлагаемых конфликтологами (специалистами по разрешению конфликтных ситуаций) для мирного решения споров:
- определите потребности всех участников спора;
- постарайтесь найти способы их удовлетворения;
- признайте ценности другого человека, как свои собственные;
- старайтесь отделить проблемы от личностей;
- не бойтесь неординарных и даже комических решений.
Как научить ребенка давать сдачу и уметь постоять за себя?
Если такой вопрос возник, это может говорить о том, что ваш ребенок не умеет общаться, неловко или неуверенно чувствует себя в кругу сверстников.
Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностных отношений — обширная и многообразная практика. Если вы, желая избавить своих детей от опасностей и неприятностей окружающего мира, ограничиваете их мир рамками семьи, решаете за них все проблемы, пытаетесь оградить их от стрессов и травм, вы тем самым гарантируете им в дальнейшем множество сложностей. Для ребенка в первую очередь важно научиться общаться, находить общий язык с разными людьми и не теряться в разнообразных ситуациях. Этого ребенка с раннего возраста нельзя ограждать от общения. Уже в 2—3 года ребенок начинает интересоваться другими детьми, делает первые попытки установления контактов. Давайте ему такую возможность — гуляйте там, где есть другие дети подходящего возраста. Не кидайтесь помогать ему при первых же признаках того, что у него что-то не получается. Уже в 3 года стоит отводить ребенка на 2—3 часа в день в детский садик или в другую группу детей, где за ним присмотрят, и при этом не будет рядом мамы и он будет вынужден самостоятельно решать некоторые проблемы. Следите только, чтобы ребенку там было интересно.
Если ваш ребенок излишне застенчив, не может играть, как все, постарайтесь ему помочь. Веселая возня с папой, со знакомыми детишками, «куча-мала» не только позволит вашему малышу не бояться тактильных контактов, научит его падать и не ушибаться, но и физически закалит его. Главное на первых порах следить, чтобы ребенок не оказывался в самом низу, чтобы его сильно не ушибли. Веселые, суматошные игры, катание с горки в компании других ребят помогут ему не бояться других детей. Приглашайте его друзей к себе домой, и организовывайте им подвижные, но все же контролируемые игры, помогите в безопасной обстановке, где ребенок чувствует себя хозяином, ощутить радость общения. Запишите ребенка в спортивную секцию, лучше всего — айкидо, этот вид восточных единоборств объединяет и детей с самого раннего возраста, и взрослых. Он достаточно безопасен и не приведет к чрезмерной физической нагрузке, научит лучше понимать свои возможности, уменьшит агрессию у драчунов и научит смело смотреть на противника.
Ну и конечно, ребенок должен безоговорочно ощущать свою защищенность родителями. Это не означает, что он должен тут же бежать за помощью. Но он должен быть уверен, что даже если он не сможет справиться с особенно сильным противником, спасует, то над ним не будут смеяться, подзуживать. Все мы иногда не справляемся с жизненными трудностями. Ребенку в ситуации, когда он чувствует свою беспомощность перед угрозой более сильного и агрессивного мальчишки, нужна уверенная поддержка отца или другого мужчины. Да и драчливый приятель не будет особенно нападать, если знает, что у малыша есть защитник. А если защитник еще и психологически грамотен, он сумеет организовать в одной игре и обидчика и обиженного так, что всем будет весело и интересно. Таким образом, обидчик, глядишь, станет другом и защитником.
Что делать, если малыш растет жадиной?
Давайте уточним: жадность не является природным качеством, следовательно, это та черта, которая может быть воспитана некорректным поведением взрослых. Обычно взрослые говорят о жадности, когда в возрасте 2—3 лет малыш болезненно относится к тому, что кто-то берет его игрушку, громко протестует в ответ на предложение дать куклу или машину другому ребенку, отказывается поделиться печеньем или яблоком с дедушкой или бабушкой. В этот период довольно часто можно услышать громкий, протестный крик «Не дам!» или тихое, но настойчивое— «Это мое!». Каждый ребенок отстаивает право на «собственность» в соответствии со своим темпераментом, но вывод однозначен: он не желает делиться. Вот тут-то родители, как правило, и начинают волноваться, — малыш растет жадиной. Уже сегодня ему жалко кусочка печенья для мамы или папы, что же будет завтра? Как он сможет ладить с другими детьми, жить в социуме?
Дорогие взрослые, не надо сгущать краски. Все описанные проявления, если они не будут по ошибке закреплены старшими, — временные, возрастные. Вспомните, что до 3 лет дети еще сильно эгоцентричны, т. е. отсчет мироздания они ведут от себя. Таков путь психического развития. Сначала все, что попадает в зону внимания ребенка, кажется ему естественным продолжением его самого. Поэтому в 2 года для малыша отдать неизвестному мальчику в песочнице своего любимого мишку — все равно, что отдать в пользование свою руку. Кто из взрослых добровольно пошел бы на этот шаг? Правильно, никто. Вот и малыш не хочет, о чем и заявляет всем своим поведением. Настойчивое требование мамы дать мишку для него непонятно и даже обидно. Как мама может не понимать своего сына или дочку, может быть, она больше любит того, другого мальчика? Если мама начинает ругать малыша, называть его жадиной, то воспитательного эффекта она не достигает, скорее наоборот. Малыш обижен, встревожен, он сердится и одновременно чувствует, что он плохой. Вот только понять почему пока не может. Кроме того, когда внимание ребенка все время фиксируется на негативе, то последний получает подкрепление. Это правило относится не только к жадности, но и к другим качествам.
Бранить или резко обрывать другого ребенка, который потянулся к игрушке вашего малыша, тоже не следует, ведь он — такой же. Он точно так же видит привлекательную вещь, и ему кажется вполне естественным, что он имеет на нее право. Ситуация непростая: как быть, чтобы не разразился скандал? Лучше всего заговорить с подошедшим ребенком, постараться переключить его внимание на что-то интересное вокруг, предложить малышам вместе понаблюдать за чем-то, например, как вы копаете ямку в песке или строите стену из камешков. В процессе совместного действия вполне вероятно, что ваш ребенок уже сам даст подержать другому свою игрушку или спокойно отреагирует на то, что тот взял посмотреть лежащего рядом мишку. Когда пойдете домой, не забудьте похвалить своего сына или дочку за доброту и щедрость. Скажите, что вам было приятно видеть, что ваш малыш умеет делиться с другими. Если вы расскажете ему какую-нибудь простенькую сказку на тему, как плохо жадничать и хорошо делиться, — вы подкрепите его правильное поведение и посеете ростки доброты и щедрости в его душе и сознании. Сказки и истории вообще хорошая поддержка в воспитании альтруистических качеств у ребенка.
А что делать, если скандал все же разразился? Не кричите на ребенка, тем более не шлепайте его. Лучше спокойно скажите, что вам пора домой, берите в охапку свое чадо вместе с его драгоценными игрушками и, не торопясь, идите к дому. По дороге он и вы успокоитесь, и, быть может, захотите продолжить прогулку. Сказка или история здесь будут тоже весьма уместны.
Еще один совет: идя на улицу, не берите с собой дорогих игрушек, потеря или поломка которых была бы огорчительной для вас. Ваше особо бдительное внимание к ним будет бессознательно считываться ребенком и ему станет сложнее проявить щедрость.
Как видно из приведенного примера, взрослые часто сами невольно развивают в ребенке жадность. Конечно, сознательно вряд ли кто старается привить малышу эту черту характера, но она исподволь получает подпитку и закрепляется в поведении при эгоцентрическом типе воспитания. В таких семьях ребенку навязывается представление о себе как сверхценности. Он становится семейным кумиром, «смыслом жизни». Нередко это бывает в семьях с долгожданным, единственным ребенком.
Это не значит, что родители должны стремиться все делать, «как все», не учитывая индивидуальные интересы малыша, — это иная крайность. Обращая внимание на особенности вашего ребенка, старайтесь открыть ему глаза на особенности тех, кто находится вокруг него.
Для того чтобы определить, насколько правильно, ребенок привязан к вещам, которые он понимает как свою собственность, проделайте следующее.
«ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК» Психологическое упражнение
Расскажите ребенку сказку. «Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?» Типичные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», «Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе», «Поделит его с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и пр.
Ответы, на которые следует обратить внимание: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Никому его не отдаст», «Поиграет, а потом разрушит его», «Будет жить в домике всю жизнь», «Почему он должен отдавать домик маме?» и т. д. Упражнение предлагается проводить с детьми от 2 до 4 лет. Ребенок старшего возраста может оказаться более гибким в ответах, допуская возможность обмена или дарения вещей как признак любви и привязанности к кому-то. При наличии ответов, подобных тем, что представлены во второй группе, стоит задуматься о суверенности мира вещей вашего ребенка. Достаточно ли он уверен в неприкосновенности своих игрушек? Быть может, их просто очень мало? Тогда нужно найти способ обновить предметы, купить, сшить, переделать что-то старое, принадлежащее вашему ребенку лично. Всегда полезно еще раз обозначить вслух, что он — хозяин своих вещей, и распоряжается ими только он.